Дислексия симптомы и лечение

“Я постоянно путаю “право” и “лево”, у меня дислексия?”. “Почему ребёнок плохо читает и меняет местами буквы?” Наверняка, вы не раз слышали подобное от знакомых или даже, может быть, сами задавались таким вопросом. Что же такое дислексия на самом деле? Существует ли тест на дислексию? Дислексия – это “детское заболевание” или дислексия у взрослых также может наблюдаться?

В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Роса Калдерон Висенте расскажет вам о том, что это за «болезнь гениев», перечислит её виды и назовёт признаки и симптомы дислексии у детей и взрослых. Также вы узнаете о том, как выявить дислексию и какова коррекция и лечение этого расстройства, а также как тренировка мозга может помочь при дислексии.

Что такое дислексия?Что такое дислексия? Определение. Диагностика дислексии 

В общих словах, дислексия – это нарушение способности к чтению, т.е. специфическое расстройство чтения.

Если мы обратимся к руководствам по диагностике, используемым специалистами, то увидим, что специфической диагностической категории для дислексии не существует.

Среди расстройств, связанных с нарушениями нейроразвития, представляющими собой группу диагностируемых в детстве заболеваний, есть общая категория, называемая “расстройства обучения”, в которой дислексия определяется как трудности со чтением, письмом или математическими вычислениями.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) относит дислексию к специфическому расстройству обучения и развития учебных навыков, связанному с трудностями со чтением. Согласно данному справочнику:

Что такое дислексия? “Дислексию можно определить как альтернативное название трудностей, связанных с обучаемостью, которые характеризуются проблемами с точным и беглым распознаванием слов, чтением и грамотностью. Также к этому определению важно отнести любые другие дополнительные трудности, присутствующие у пациента, такие, как трудности с пониманием прочитанного и математическими вычислениями”.

Другое широко используемое специалистами руководство – Международная классификация болезней (МКБ-10) – также относит дислексию к специфическим расстройствам чтения. Однако в отличие от DSM-5, включает только дислексию, появляющуюся в процессе развития или “эволюционнную дислексию“, исключая понятие приобретённой дислексии (классификацию видов дислексии мы рассмотрим далее).

При проблемах и трудностях с чтением проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit (“КогниФит”) на дислексию. Начните тест прямо сейчас!

Таким образом, можно сказать, что дислексия представляет собой расстройство, при котором производительность при чтении ниже ожидаемой с учётом потенциала ребёнка, его способностей, возраста, интеллекта вне зависимости от периода его обучения в школе.

Под производительностью в чтении мы понимаем как декодирование и скорость чтения, так и интонацию и понимание слов.

Следовательно, для того, чтобы была диагностирована дислексия, должны быть выполнены следующие условия:

  • Отсутствие умственной отсталости, которая может быть причиной низкой производительности при чтении.
  • Проблемы со чтением должны наблюдаться не менее чем в течение двух лет (в сравнении с ровесниками).
  • Выбранный метод обучения подходит человеку и стимулирует его также учиться дома.
  • Отсутствие психических проблем, а также нарушений зрения и слуха, которые могут быть причиной трудностей со чтением.
  • И, наконец, подобные трудности возникают только и исключительно при чтении и заданиях, связанных со чтением.

Исследователи обратили внимание на дислексию еще в конце XIX – начале XX века, изучение этого расстройства продолжается до сих пор. За это время выдвинуто несколько научных теорий, трактующих дислексию с позиции различных наук. Дислексию можно рассматривать с когнитивной, поведенческой и нейропсихологической точек зрения:

Дислексия с когнитивной точки зрения: Данная теория рассматривает дислексию с позиции обработки получаемой информации. Говоря упрощённо, чтение представляет собой процесс, состоящий из ряда субпроцессов: внимания, памяти, восприятия, рассуждения или осмысливания. В каждом из этих субпроцессов задействованы определённые когнитивные ресурсы. У людей, испытывающих трудности при чтении, нарушен один или более из этих субпроцессов, в связи с чем им приходится задействовать больше когнитивных ресурсов. Как результат, это приводит к сложностям с обучаемостью и чтением.

Дислексия с поведенческой точки зрения: Данная теория считает дислексию поведенческой проблемой, объясняя все возникающие при чтении проблемы неэффективностью выбранного метода обучения.

Дислексия с неврологической, образовательной и психологической точки зрения: Чтение определяется как совокупность различных процессов, направленных на понимание и осознание прочитанного. Таким образом, дислексия рассматривается как нарушение понимания, распознавания и различения звуков, букв и слогов и их интеграции, т.е. нарушение фонематического слуха и восприятия.

Классификация дислексии

Согласно классификации дислексии по её происхождению существуют следующие её виды:

  • Приобретённая дислексия или алексия: является следствием перенесённой травмы или поражения мозга человека, у которого до этого не наблюдалось проблем с чтением.
  • Эволюционная дислексия или дислексия развития: характерна для людей, у которых проблемы выявлены в самом начале обучения чтению.  В данном случае речь идёт, как правило, о детской дислексии.

Также существуют различные классификации дислексии в зависимости от подхода, который принимается во внимание.

В настоящее время широко распространена классификация, разработанная исследователем Максом Колтхартом и его соратниками. Она базируется на когнитивной модели, которая различает два маршрута или пути от восприятия графического изображения слова до понимания его значения.

Первый – фонологический маршрут, по которому чтение осуществляется через преобразование графических знаков (букв) в звуки, а от них – к значению слова. Сначала распознаётся каждая буква по отдельности, затем слоги, фонемы, и затем уже слова – и так во всех языках.

Как правило, таким образом читаются незнакомые читателю слова либо псевдослова, представляющие собой набор букв, образующих несуществующее в языке слово.

Второй путь, называемый визуальный или лексический, это маршрут, по которому читатель напрямую связывает слово с его значением. Другими словами, графическое изображение слова напрямую активирует его лексическое представление. В данном случае распознавание слова заключается в соотнесении его написания с орфографической информацией, хранящейся в нашей семантической памяти, в нашем персональном “словаре”.

Именно так мы читаем знакомые нам слова, которые мы способны распознать визуально.

Как правило, процесс чтения происходит по одному из этих путей в зависимости от того, какой из них эффективнее в каждом конкретном случае. Люди, не испытывающие проблем со чтением, корректно пользуются обоими “маршрутами”. Когда один из них нарушен – возникает дислексия.

Исходя из этой модели, различают следующие виды дислексии:

  • Фонологическая дислексия: нарушен фонологический маршрут. Люди, страдающие данным видом дислексии, используют при чтении визуальный или лексический путь. Типичными ошибками, с одной стороны, является неспособность прочитать незнакомые слова и псевдослова. С другой – возникают трудности с лексикализацией, т.е. превращением элемента языка или псевдослова в отдельное слово со значением. Например, если написано “комбютер”, они прочитают “компьютер”. Кроме того, такие люди путают визуально схожие слова. Например, могут прочитать “абонент” вместо “абонемент”, “пост” вместо “рост” и т.д.
  • Поверхностная дислексия:  нарушен лексический или визуальный маршрут, человек использует фонологический путь при чтении. Ошибки заключаются, в первую очередь, в трудностях с распознаванием слова целиком. Такие люди будут пытаться подобрать правильное произношение слова. Они путают слова-омофоны, например, “бал” и “балл”, “предать” и “придать” и т.п., а также пропускают, заменяют или добавляют буквы при чтении.
  • Глубокая дислексия: проблемы возникают в обоих маршрутах. При чтении люди с глубокой дислексией будут прежде всего руководствоваться смыслом, поэтому лучше всего они будут понимать слова, читая в тишине. Сложнее всего им даются абстрактные понятия или глаголы, такие люди сталкиваются с семантической паралексией или парадислексией, при которой человек путает схожие по значению слова, например, “машина” и “мотоцикл”. Кроме того, существуют проблемы, характерные для других видов дислексии.

Дислексия у детей: симптомы и признаки

Считается, что в 80% случаев диагностированные проблемы обучаемости связаны с дислексией. Приблизительно от 2 до 10% школьников страдают этим расстройством.

Как правило, это расстройство не диагностируется до 7-летнего возраста, несмотря на то, что первые признаки могут проявляться в дошкольном возрасте и особенно – в начальной школе, когда детей начинают учить чтению. Что совершенно очевидно, в случае дислексии важно вовремя обнаружить проблему, её ранняя диагностика, чтобы как можно скорее начать применять коррекцию и лечение.

В ряде случаев дислексия может быть связана с другими специфическими расстройствами обучаемости, такими, как нарушение письма (дисграфия) или неспособность к счёту и арифметике (дискалькулия).

Нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на дискалькулию. Проверьте себя и своих близких на риск присутствия расстройства, связанного с неспособностью к математическим вычислениям и обучению математике

Для детей с дислексией характерны проблемы,  связанные с развитием языка и речи. Одним из первых симптомов может стать трудность с чтением алфавита, распознаванием и чтением букв, подбором самых простых рифм. В дальнейшем могут проявляться проблемы с пропуском, заменой, добавлением букв, лексикализацией при чтении. Обычно дети с дислексией не любят и не хотят читать, во время чтения невнимательны и импульсивны. Такой ребёнок воспринимает чтение как что-то неприятное и будет всячески его избегать. А это, в свою очередь, затруднит обучение и сделает этот процесс более долгим по сравнению с обучением сверстников и одноклассников.

Поскольку дислексия доставляет ребёнку значительный дискомфорт, как правило, это отражается на его социальных отношениях в школе. Кроме того, возможная школьная неуспеваемость может привести к проблемам с адаптацией, пропуску занятий, эмоциональным проблемам (появляющимся ещё в раннем возрасте) и проблемам поведения (при переходе из начальной школы, в подростковом возрасте).

Дислексия у взрослых

Бывает ли дислексия у взрослых? Если эволюционная дислексия или дислексия развития не была распознана, и не было проведено необходимое лечение в детском возрасте, то такие же симптомы могут проявляться и у взрослого человека. Также вполне вероятно, что у взрослого дислексика будут проблемы с орфографией при письме. В сочетании все эти трудности могут негативно отразиться на семейной, социальной жизни человека, на его работе, поскольку мы постоянно сталкиваемся с необходимостью чтения в нашей жизни. Кроме того, сам человек будет переживать из-за этого.

Иногда взрослым людям, страдающим эволюционной дислексией, проще вспомнить лицо человека, чем его имя. Таким людям сложно запоминать информацию или вспомнить в нужный момент какое-то слово или имя. Дислексией страдают или страдали в детстве многие знаменитости, поэтому её часто называют “болезнью гениев”.

Приобретённая дислексия – напомним, что она является следствием поражения мозга – характерна для взрослых людей.

Проверьте себя и своих близких с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit (“КогниФит”) на фибромиалгию. Фибромиалгия – заболевание, для которого характерны хронические боли в мышцах и суставах. Узнайте, есть ли риск присутствия данного расстройства.

Выявить и оценить дислекию

Как обнаружить дислексию? Батарея компьютеризированных онлайн тестов CogniFit (“КогниФит”) для нейропсихологической оценки дислексии представляет собой профессиональный инструмент, состоящий из различных клинических заданий и упражнений, направленных на быстрое и точное обнаружение признаков, симптомов, проблем и дисфункций, связанных с дислексией. 

Этот инновационный онлайн тест на дислексию помогает провести когнитивную оценку и выявить риск наличия дислексии. Программа проста в использовании и доступна не только специалистам по когнитивному тестированию, но и всем остальным. В первую очередь, программа предназначена для родителей, опекунов, врачей, частных лиц, преподавателей и учителей, поскольку позволяет провести тестирование на дислексию прямо на уроке.

Важно подчеркнуть, что несмотря на некие общие признаки, нарушения у дислексиков весьма различаются. Поэтому важно изучить каждого ребёнка, понять, какие трудности он испытывает, выявить слабые и сильные стороны его обучаемости. Такая оценка даст возможность разработать индивидуальную программу лечения и коррекции дислексии в зависимости от конкретной проблематики.

При подозрении на дислексию у ребёнка необходимо узнать историю его жизни: физическое и психологическое развитие, историю болезней; школьные оценки, каковы его привычки чтения дома и на уроке, возраст, уровень интеллекта. Чтобы понять, действительно ли его успеваемость настолько отличается от ровесников.

Для такой оценки нужны специфические тесты – на словарный запас, понимание, скорость обработки информации и т.д.

Примерами таких упражнений могут быть:

  • Упражнения на слова-омофоны. Например, дать определение и попросить указать на верное слово.
  • Можно дать ребёнку список слов-псевдоомофонов, и спросить, какие слова из этого списка существуют в русском языке.

Для оценки фонологического маршрута также можно использовать упражнения.

  • Одним из таких упражнений является чтение громко вслух списка псевдослов, что может быть очень трудно для детей с дислексией. Они будут делать большое количество ошибок.
  • Также можно попросить ребёнка прочитать список слов, относящихся к различным категориям, например, конкретные и абстрактные. В данном случае наибольшее количество ошибок будет при чтении абстрактных понятий.

Как лечить дислексиюКак лечить дислексию

Как уже было упомянуто выше, чем раньше начать коррекцию дислексии, тем успешнее она будет. Важен интегральный подход на основе синтеза и анализа всей полученной во время тестирования информации. Коррекция или лечение должны очень точно быть подобраны для решения конкретных проблем, обнаруженных у дислексика. Вся стратегия лечения должны быть направлена на восстановление нарушенных функций.

Программа CogniFit является лидером в области когнитивной стимуляции при дислексии. Исследования показали, что дети и взрослые с проблемами дислексии, тренирующиеся с помощью CogniFit, значительно повысили уровень своего когнитивного развития, работоспособность и производительность при чтении (число правильно прочитанных слов в минут увеличилось на 14.73%). Кроме того, результаты сохранялись в течение шести последующих месяцев после окончания тренировки, что несомненно, позитивный результат при дислексии.

Когнитивная стимуляция при дислексии: платформа CogniFit

Также дополнительно можно использовать программы развития фонологической компетенции и обучение правилам преобразования “фонема-графема”. Применять упражнения на рифму, на идентификацию, на выделение букв, подсчёт звуков, добавление и соединение слогов и фонем и т.д. При этом важно во всех этих упражнениях использовать материалы, которые могут помочь ученикам: например, рисунки или расчерченные листы и т.д.

При обучении правилам преобразования “фонема-графема” необходимо использовать в упражнения все органы чувств. Например, с помощью заданий на взаимосвязь визуальных и слуховых стимулов: ребёнку показывают букву, которую он должен озвучить; слуховых и визуальных стимулов: ребёнок, прослушав звук, должен узнать букву; слуховых и двигательных стимулов и т.д. Также можно применятьсовместное чтение слов или текстов с взрослым или ребёнком, у которого это лучше получается, а также повторное чтение коротких текстов и т.п.

С помощью этих упражнений, развивающих фонологические компетенции, также улучшается зрительный маршрут, узнаваемость слов. Некоторые упражнения для развития лексического маршрута специально предназначены для повышения визуальной узнаваемости слов. Обычно это упражнения с карточками-картинками. Также можно применять упражнения, в которых необходимо разделять слова на группы и категории.

Это всего лишь примеры заданий, которые можно использовать для коррекции дислексии. Однако важно не забывать, что необходимо эмоциональное участие и помощь, не нужно превращать лечение в урок чтения. Кроме того, важно применять эти методы как в школе, так и дома.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.

Что такое дислексия

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Причины дислексии

Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

  • Преобладание активности правого полушария головного мозга
  • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
  • Черепно-мозговые травмы
  • Тяжелые инфекции, такие как менингит
  • Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
  • Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)

Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

Симптомы дислексии

Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

  • Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
  • Проблемы со вниманием и концентрацией
  • Плохая память
  • Изменения буквенного порядка при составлении слов
  • Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
  • Отказ от чтения вслух и написания сочинений
  • Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
  • Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
  • Проблемы с выполнением элементарных указаний
  • Трудности в освоении правописания и принципов чтения

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

  • Запоздалое развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении слов
  • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
  • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
  • Путаница в расположении букв и слов
  • Проблемы в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

  • Трудности с распознаванием слов
  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
  • Разворот букв при написании
  • Путаница в арифметических знаках
  • Неловкость и импульсивность в поведении
  • Трудности с запоминанием фактов
  • Нарушения координации движений
  • Замедленное освоение новых навыков

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

  • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
  • Отказ читать вслух и писать
  • Плохая память
  • Нечитаемый почерк
  • Неправильное написание и произношение слов
  • Трудности с восприятием языка тела и мимики
  • Трудности в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

  • Плохо развитый навык письма
  • Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
  • Ошибки в произношении слов
  • Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
  • Плохая память
  • Слишком медленная скорость работы
  • Трудности в адаптации к любым изменениям

Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

  • Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
  • Труднопонимаемое произношение слов
  • Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
  • Путаница в последовательности слов и чисел
  • Рассеянность и невнимательность
  • Плохая память
  • Трудности с организацией и планированием своего времени

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

  • Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
  • Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
  • Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
  • Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
  • Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
  • Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

Коррекция и лечение дислексии

Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.

Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.

Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.

Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:

  • При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
  • При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
  • При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
  • При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
  • При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
  • При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов

Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми. А еще предлагаем вам посмотреть полезное видео «Коррекция дислексии и дисграфии».

Профилактика дислексии

От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.

Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.

Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.

Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.  

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:

  • Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
  • Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
  • Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
  • Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
  • По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
  • Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
  • Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
  • Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
  • Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
  • Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
  • Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!

Что такое дислексия, можно ли ее диагностировать до школы и как помочь ребенку с чтением, рассказывает Ольга Азова, педагог, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Дислексия не проходит самостоятельно

– Сможет ли ребенок с дислексией нормально учиться в школе?

– Дислексии разные. С некоторыми из них очень непросто, и требуется много времени на их преодоление. Часто дислексия сочетается с нарушениями письма и счета, нередко – это вторичная проблема речевых и когнитивных трудностей, иногда это проблема только нарушения чтения, а в целом ребенок успешен. Нужно обследование, постановка диагноза, помощь разных специалистов – логопеда, нейропсихолога, врача, психолога. Если акценты расставлены правильно и ребенок получает адекватную помощь, занимается с теми специалистами, которые необходимы для решения проблем дислексии, то успех обязательно придет.

– Что такое дислексия? Какие бывают виды?

– Это частичное и специфическое расстройство навыков чтения при сохранении общей способности к обучению, которое выражается в стойких ошибках, нарушении скорости и способа чтения.

Дислексия не проходит самостоятельно. Подходы к трактовке нарушений при дислексии в отечественной и зарубежной науке разнятся. Во многих странах «дислексия» – это единый термин для всех проблем с письменной речью: и в чтении, и в письме, и при овладении орфографией и арифметикой, а также проблемы, связанные с моторными нарушениями и поддержанием внимания.

дислексия симптомы и лечение

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

В российской науке для обозначения каждой нозологии есть отдельные диагнозы с приставкой дис- (частичное нарушение): дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия, диспраксия и СДВ(Г), соответственно. Также при полном отсутствии функции есть диагнозы с приставкой а- (отсутствие), по аналогии: алексия, аграфия, апраксия, акалькулия.

И еще одно различие в отечественных и зарубежных системах – приоритеты к подходам изучения проблемы дислексии (фонологический и зрительный). Все больше убеждаюсь в важности и правильности отечественного подхода в трактовке механизмов дислексии. Говоря о диагнозе dyslexia, отечественная школа логопедии очень последовательно описывает механизм нарушений в рамках и речевого, и оптического дефицита, на Западе обе концепции представлены равноценно, но, по сравнению с отечественными исследованиями, теория зрительной дефицитарности развита значительно сильнее.

дислексия симптомы и лечение

В отечественной логопедии накоплен теоретический и практический материал, о дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка:

– фонематические проблемы, связанные с трудностями распознавания фонем, даже в сильных позициях ребенок читает слово неправильно («шалко» вместо «жалко»);

– аналитико-синтетические проблемы, когда ребенок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («анулицу» вместо «на улицу») или не овладевает принципами слогослияния (вообще не может прочесть слово из нескольких слогов);

– оптические проблемы, которые проявляются в трудностях усвоения образов букв, их элементов и в целом с оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребенок не ориентируется на листе, не видит строчки и клеточки);

– мнестические нарушения, которые проявляются в невозможности запоминания буквы;

– аграмматические проблемы характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки. Либо это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребенок прочитывает начало слова, а потом «подставляет» неправильное окончание;

– при семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения:

  • неправильный тип обучения чтению – побуквенное чтение «бухштабирование» (когда ребенок вместо слова читает перечень отдельных букв: Б, А, Б, А),
  • бедный лексикон,
  • плохой уровень овладения грамматикой (отдельно «ручку» и «карандаш» ребенок знает, а, прочитав задание «покажи карандашом книгу, а рукой – папку», не может выполнить);
  • а также смешанные формы, когда нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте – особенности кратковременного зрительного запоминания и речевого развития приводят к независимому сочетанию нарушений технической и смысловой стороны чтения («пекук» вместо «бегут»).

Еще раз сделаю акцент, потому что считаю это важным для понимания проблемы дислексии: в России дислексия считается следствием дефицита речевой обработки информации. Особое внимание в развитии речи ребенка отводится установлению связей между слышимой и самостоятельно произносимой речью. У большинства нормотипичных детей устная речь полностью формируется к началу обучения чтению или в первый год обучения в школе и составляет основу для формирования этого навыка.

Получается, что в русском языке чтение многих слов основано на установлении звукобуквенных отношений и связано с фонетическим (фонематическим) принципом письма, следовательно, основной метод обучения грамоте звуко-буквенный (аналитико-синтетический).

На Западе ведущую роль в процессах декодирования графической информации выполняет традиционный принцип, предполагающий большую нагрузку на анализ зрительной информации и зрительную память. Там обучение грамоте базируется не на звуко-буквенном, а на синтетическом методе «целых слов», или «look and say».дислексия симптомы и лечение

В приведенных работах детей много слов, которые не требуют применения правила, но в них отмечаются пропуски, вставки букв, слогов, зеркальное написание букв, раздельное написание слов, замены букв – то есть ошибки, связанные и с фонологическим, и со зрительным дефицитом. Во время чтения текста из учебника дети могут допустить подобного рода ошибки. И, хотя психологическая база чтения и письма различны, но механизм отчасти можно понять, провести некие параллели.

дислексия симптомы и лечение

До дислексии надо «дорасти»

– Дислексию могут поставить только школьнику?

– Да, только школьнику или взрослому человеку. До дислексии нужно «дорасти», в том смысле, что есть начальный период обучения чтению, когда ребенок имеет право читать в медленном темпе и допускать ошибки. Когда ребенок только учится навыку, он имеет право спотыкаться и это не патологическая проблема. Например, учителю, который только выпустил четвертый класс, нужно сменить тактику, перестроиться на обучение первоклашек – они имеют законное право на обучение навыку. Любой навык, в том числе и чтение, сначала осуществляется в медленном темпе, с повторами и ошибками.

У дошкольника и вовсе ведущая деятельность игровая, а не учебная.

– Как дислексия мешает учебе и как прогрессирует? Что влияет на утяжеление ситуации, какие факторы? 

– По сути, дислексия мешает всему учебному процессу. Она проявляется, как только ребенку предлагают что-то читать, а это необходимо делать практически на всех предметах. Процесс не прогрессирует, но самостоятельно и не автоматизируется, а доставляет столько проблем, что ребенок может потерять всякий интерес к учебе как таковой. Чтение становится ненавистным процессом, урок литературы – мука.

Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:

1. Слабые языковые навыки и речевые проблемы: позднее (реже раннее) начало собственной речи; свойственны яркие обороты речи; недостатки в фонетике; трудности с тем, чтобы передать мысли словами; заикание.

2. Проблемы с усвоением навыков письма: трудности в написании слов; разворот (зеркальное написание) букв и цифр; большое количество ошибок при списывании и написании под диктовку; плохой почерк; в письменных работах много исправлений; сочетано с дисграфией и дизорфографией.

3. Слабые математические навыки: трудности в учебе; сложности с оценкой времени; может быть выполнение арифметических действий, но не умение записать или прочитать их; проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может также и быть успешным по предмету; плохая память для последовательностей.

4. Психологические трудности и проблемы: низкая успеваемость; недостаточная сформированность зрительной памяти; низкая скорость выполнения заданий и неумение уложиться в отведенный для выполнения задания срок; эмоциональная нестабильность – излишняя эмоциональность или раздражительность; трудности концентрации внимания, в том числе и на одной деятельности; проблемное переключение на разные виды деятельности; потеря интереса, неуверенность в себе; высокий уровень тревожности и страх ошибки, может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

5. Моторные и психомоторные трудности: может обладать плохим почерком; расстройства пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, неуклюжесть, неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия; нарушение координации движений и связанное с этим усвоение знаний – нарушение усвоения схемы тела, путает «право»-«лево» и «над»-«под»; отстает в командных видах спорта, имеет трудности с моторно-ориентированными задачами, учится лучше через практический опыт.

6. Неврологические проблемы: нередко головокружение, головная боль, боль в желудке; поведение может быть беспорядочным или разрушительным; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени и стресса.

7. Проблемы со зрением: жалобы на проблемы со зрением, которые не выявляются в ходе стандартных осмотров; может быть нарушение восприятия глубины; недостатки периферического зрения.

Перечисленные факторы могут быть сочетанными и изолированными, свойственными только дислексии.

Иногда создается впечатление, что умения «зависят от настроения» и меняются изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и так же легко не сделать этого завтра. Также детям с дислексией свойственна вариативность ошибок: одно и то же слово может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «кАпать – копАть – катать – гадать». Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или сходство звучания, а не на контекст.

Как родителям понять, что у ребенка дислексия? Обозначьте, пожалуйста, явные факторы, которые говорят об этом.

– Процесс чтения превращается для ребенка в страдание, испытание, страх. Ребенок никак не понимает принцип слогослияния, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно, и скорость со временем не увеличивается, при чтении много ошибок (читает как будто из середины слова, читает зеркально, пропускает и заменяет буквы).

дислексия симптомы и лечение

Основные факторы:

  • «механическое чтение» – непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений;
  • читает только короткие знакомые слова;
  • медленное слоговое чтение;
  • допускает большое количество ошибок (замена гласных, замены согласных, близких по слухо-произносительным признакам, добавление гласных, перестановка звуков, пропуск звуков, слов, словосочетаний), а также, но реже, например, чем у англоязычных детей, «зеркальные» ошибки, инверсии;
  • при чтении перерывы в озвучивании текста;
  • трудности с пониманием текста или отдельных его участков;
  • неспособность пересказать прочитанное;
  • пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

Дополнительные факторы и дефициты – не всегда являются признаками заболевания. Если сойдутся несколько пунктов из списка, стоит обратиться к специалистам:

  • часто потирает глаза;
  • чтение под неестественным углом зрения;
  • приближение книги к глазам при чтении (при отсутствии нарушения зрения);
  • чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди (при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом);
  • жалобы на усталость;
  • головная боль;
  • нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением;
  • особенности функционирования внимания, памяти, рассеянность, невнимательность, неорганизован, есть сложности с восприятием времени;
  • с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью), с трудом распознает рифмы;
  • проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями;
  • незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения;
  • трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Если учитель считает, что проблемы нет

Как разговаривать с учителем об этой проблеме? Учителей может пугать это слово – дислексия? Как вырабатывать общую стратегию помощи ребенку?

– Если дислексия не сочетается с вторичными нарушениями (умственная отсталость, задержка психо-речевого развития), то учителя ничего не должно пугать. Такой ребенок вполне, кроме чтения, может быть успешен по всем предметам.

Если есть сочетание с другими первичными проблемами, тогда нужно привлекать специалистов по решению базовых проблем.

Всем остальным детям с дислексией создавать особые условия обучения, умение подключить сохранные анализаторы (больше заданий устно, там, где ребенок успешен).

Учителям нужно привлекать родителей в союзники, а родителям – учителей, дать правильную аргументацию, что это не учитель виноват, что не научил ребенка навыку чтения, что нужно определиться с диагнозом (если это так), а потом организовывать помощь в жизни.

Активно наступает время инклюзии – все должны жить среди всех. Если у детей есть особые потребности и дефициты, то при этом должна оказываться профессиональная помощь.

Если учитель оказывается против и считает проблему или ужасной, или «не проблемой» – как тут быть?

– В любом случае это особенный ребенок, мы как-то должны подстраиваться под него, в то же время дислексия – это не индульгенция для того, чтобы ничего не делать.

Учителю нужно, с одной стороны, помогать, потому что работа по коррекции – это не компетенция учителя. Ребенку понадобятся дополнительные занятия с логопедом, с нейропсихологом, возможно консультирование с врачами – неврологом, офтальмологом и другими.

А если учитель не хочет принимать ребенка из-за субъективных факторов – это конфликтная ситуация. Тут нужно просвещать учителя. Если образовался конфликт, то на помощь должны приходить психологи, доброжелательный административный ресурс.

Вот простые рекомендации, даже их соблюдение поможет ребенку с дислексией:

  • не заставлять читать вслух перед классом;
  •  не принуждать писать диктанты в обстановке стресса;
  •  задания давать не в письменном виде, а устно;
  • как можно больше использовать в обучении аудиоматериалов и других внешних опор;
  • использовать безотметочное обучение;
  • в основу оценивания класть возможности ребенка, а не нормативы.

дислексия симптомы и лечение

Фото: Jallinson01 / Wikimedia commons

Вот советы учителю, у которого учится такой ученик:

  • использовать принцип преемственности между коррекционными педагогами и учителем;
  • организовать специальные консультации для специалистов и учителей, посвященные проблемам детей с дислексией;
  • дети с дислексией должны учиться и развиваться среди сверстников, их нельзя отлучать от класса, но они нуждаются в дополнительных занятиях с педагогами;
  • результат достигается за счет кропотливой работы, в том числе дополнительной (этот пункт касается и родителей в том числе).

Но какие бы мы рекомендации ни давали, нужно помнить, что все дети подойдут к сдаче единого экзамена. Перед ним, получается, все равны. И тогда все-таки нужно помнить, что не все. Нужны новые законы по различным формам проведения аттестации. Кто-то из детей с дислексией в соответствии со своими особенностями не может сдавать экзамен в тестовой форме, потому что у него проблемы с восприятием печатного текста. Иными словами, у наших детей должна быть возможность выбора формы сдачи выпускного экзамена: письменно, устно, в форме тестирования и т.д.

Может, он просто гений?

– Может быть, наоборот, дислексия – это признак гения?

Давайте подумаем о том, как любая дефицитарность соотносится с гениальностью? Да, так бывает: одна функция компенсируется (замещается или уравновешивается) за счет другой. Примеров этому много – гениальные незрячие музыканты, художники с аутизмом, подмечающие огромное количество мелких деталей, с особенным восприятием мира. С этой точки зрения можно смотреть на проблему, но это будут отдельные истории небольшого числа людей.

Если у человека особая способность или талант, то это так и называется – гениальность, а не аутизм или дислексия.

В принципе и простые расчеты нас могут убедить в обратном. Статистика по дислексии – 15% населения. Гениев, которые признаны и реализованы, – 1:10000, то есть сто гениев на миллиард, а всего на 7,6 миллиарда жителей Земли – 760 гениев. 15% от 7,6 млрд – это один миллиард и сто тысяч гениев. Получается, процент гениев и дислексиков далеко не равен, людей с дислексией в два раза больше.

Кто-то из людей с дислексией вполне может быть гением, а у кого-то будет дислексия развития, осложненная умственной отсталостью, ЗПР или недоразвитием речи. Вообще эти рассуждения не совсем корректны – есть нереализованные (неизвестные) гении и не диагностированные люди с дислексией. Все утверждения о прямом равенстве дислексии и гениальности – ненаучны, в них нет ни статистической константы, ни доказательной базы.

Мне нравятся слова Томаса Эдисона, у которого были проблемы с обучением, некоторые источники утверждают, что они сопровождались синдромом дефицита внимания, дислексией и проблемами со слухом, он говорил, что «гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда».

– В каком возрасте проблема может быть преодолена?

Смотря какая причина. Физиологические проблемы, которые лежат в основе некоторых форм дислексии, могут корректироваться только отчасти и сохраняться на долгие годы, при этом человек может быть успешен и в жизни, и в работе. И тем не менее от нескольких взрослых людей с дислексией я слышала о том, что они приспособились. Вот один человек на руководящей должности рассказывал, что у него есть хорошая секретарь – ей он и перепоручает читать и отвечать на письма. Если нужен конкретный ответ от него, то он его надиктовывает.

Фонологические проблемы – это огромное количество дислексических ошибок, которые вполне можно преодолеть в начальной школе. Не успели – значит, в средней.

Функция речи (письма) формируется самой последней из всех высших психических функций и базируется на многих других, именно поэтому можно заниматься коррекцией (поддержанием) даже на протяжении всей жизни.

Накоплен большой опыт работы, который помогает прилично справляться с проблемой.

– Поможет ли скорочтение, чтобы увеличить темп чтения?

– Есть скорочтение и отдельно просмотр текста – чтение по диагонали.

Чтение по диагонали – это не вполне чтение. Процесс чтения реализуется в два этапа – навык и понимание. Если осуществляется только «просмотр текста», то значительно снижается понимание содержания и, конечно же, пропадает сам смысл чтения художественной литературы. Как можно читать, например, Владимира Набокова по диагонали?

Так вот, если скорочтение используется именно для улучшения скорости и темпа чтения, то – да, можно использовать, по сути, в коррекционных целях.  

– Гиперлексия имеет отношение к дислексии?

– В буквальном смысле нет. «Гиперлексия» отмечается у детей с расстройством аутистического спектра – когда дети читают механически, не особо понимая смысл прочитанного. Дети с гиперлексией и РАС, например, по титрам могут выучить иностранный язык или запомнить и воспроизвести большой объем информации не по возрасту, но смысла ее не понимают.

При гиперлексии у детей с РАС нужно упор делать на коррекцию самого расстройства аутистического спектра.

Ребенок из-за дислексии испытывает проблемы в школе, которая и так часто – стресс, то есть стресс увеличивается. Как грамотно помочь ребенку и как родителям справиться? 

– Конечно, про стресс в школе всегда нужно говорить отдельно.

Груз ответственности родителя ребенка с дислексией тяжелее. Времени для того, чтобы успеть выполнить домашнее задание, нужно больше.

Ребенок с дислексией просто не в состоянии читать быстро, без ошибок и вслух при всем классе. У детей часто «пляшут» строчки, меняются местами буквы, теряется смысл повествования, забывается правильное написание букв, и подобных проблем десятки. Из-за этого они читают медленно и с ошибками, если вообще могут приступить к процессу чтения. К концу урока ребенок настолько измучен, что вообще не может ни читать, ни писать, ни отвечать устно.

Учителя удивляются, что дети с подобными проблемами не могут приступить к чтению, у них появляются симптомы психосоматики, чем ближе к концу читаемого отрывка, тем ошибок и пауз становится недопустимо много. В то, что это не прихоть и нерадивость ученика, учителя могут поверить только после того, как появляются результаты коррекции, и когда навык чтения начинает соответствовать возрасту – иногда на это уходит несколько лет.

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  1. дислексию,
  2. дисграфию,
  3. дизорфографию,
  4. дискалькулию,
  5. диспраксию и
  6. СДВ(Г),

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

Описание

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Профилактика

Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

История

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Причины

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева.

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %). Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии.

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Диагностика

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислексиков

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди, которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.

Документальные фильмы

  • 2014 — Правописание! / Ortho! (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)

См. также

  • Психолингвистика
  • Нейролингвистика
  • Дефект речи
  • Фильм «Звёздочки на земле» (2007)

Примечания

  1. ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
  3. ↑ Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
  4. ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
  5. ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
  6. ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
  7. ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
  8. ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
  9. ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580

Литература

  • Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.