Дислексия симптомы у взрослых лечение

Дислексия — это психическое нарушение, проявляющееся затруднениями обучения чтению или абсолютной его невозможностью. Часто сопровождается дезориентацией в пространстве или даже во времени. При этом влияния на общий интеллект или уровень образованности не оказывается. Если заметно проявление дислексии у взрослых, она неопасна для общества, просто такие люди смотрят на мир из своей реальности, что придает им больше сил, способностей в науке или творчестве.

Примером тому служат: Сальма Хаек, Том Круз, Пабло Пикассо, а также многие другие. Хотя в медицинской реальности диагноза «дислексия» не существует. Это нарушение, входящее в группу заболеваний, которые объединяет одна общая проблема — задержка психо-речевого развития.

Содержание

Интересно знать

Это понятие впервые было упомянуто в 1887 году немецким офтальмологом Р. Берлином. С того времени в медицинских изданиях стали публиковаться интересные случаи, когда дети не поддаются обучению грамоте. Долгое время медики считали, что проблема кроется в ухудшении зрения детей. Но только в 1970 году ученые сошлись на мнении о неправильном восприятии и обработке мозгом полученной информации.

Зачастую дислексию сопровождают ряд других психических расстройств. Например, алалия (недоразвитость речи при нормальной функции слуха), афазия (отсутствие по ряду причин уже сформированной речи), дизартрия (нарушение подвижности органов речи), а также многие другие. По этой причине у одного человека могут наблюдаться признаки нескольких психических отклонений одновременно. В основном дислексия диагностируется в детском возрасте.

В этом случае, велика вероятность, скорректировать нарушения. Но бывает, когда уже взрослый человек обращается за помощью к специалистам. Одним из сложных процессов является способность головного мозга различать буквы и звуки, связывать буквы в слова, а слова в предложения. Нарушения именно этого процесса в большинстве случаев встречаются у взрослого населения. Здесь работа однозначно сложнее и не всегда удается добиться желаемого результата.

О причинах возникновения дислексии спорили немало, но с каждым годом в этой сфере открывается что-то новое. С помощью различных методов нейровизуализации было выяснено, что причина кроется в малой активности задней части левой средней височной извилины. Из-за этого информация неверно обрабатывается мозгом.

Ученые выделяют несколько основных причин появления дислексии:

  1. Большое значение имеет наследственная предрасположенность;
  2. В перинатальном периоде значимую роль играют инфекции матери (герпес, краснуха), алкогольные, медикаментозные интоксикации, а также анемия во время беременности. Процесс затяжных родов или асфиксия новорожденного, плодоизгоняющие манипуляции могут привести к повреждениям головного мозга;
  3. На неправильное развитие головного мозга после рождения влияют получение черепно-мозговых травм, тяжелые инфекции (полиомиелит, грипп, корь).
  4. Недостаточное вербальное общение, запущенность ребенка в знаниях или наоборот перегрузка его учебной информацией не по возрасту могут оказать влияние на неправильное развитие мозга.

Виды и формы

Различают два вида и шесть форм дислексии. Виды:

  • литеральный вид характеризуется проблемным пониманием букв;
  • вербальный основывается на сложности прочтения слов.

Формы этого психического нарушения можно разделить на две группы – одни связаны с недостаточным развитием функций речи (фонематическая, семантическая и аграмматическая), а другие проявляются нарушением психических функций (мнестическая, оптическая и тактильная).

  1. Фонематическая форма чаще всего обращает на себя внимание в детстве, в процессе обучения ребенка чтению. Характеризуется заменой или смешением, пропусками букв или слов, перестановки звуков, слогов.
  2. При семантической форме взрослый не понимает прочитанные им слова, фразы или текст. И со временем переходит на чтение по слогам.
  3. Аграмматическая характеризуется запутанностью с окончаниями, временами глаголов, неправильным образованием числа местоимений.
  4. Мнестическая форма встречается довольно часто. В основном ее проявления можно встретить у детей, находящихся на стадии обучения чтению. В данном случае это будет считаться нормой. Если трудности с пониманием букв продолжаются до взрослого возраста, то смело можно говорить о психических нарушениях. Характеризуется нарушением ассоциации между зрительной формой буквы с ее произношением.
  5. Оптическая характеризуется чтением слева направо, заменой букв, сходных по написанию (например, «л» и «д»), соскальзыванием со строки во время чтения.
  6. Тактильная форма дислексии характерна для слабовидящих людей. Проявляется пропусками слов, искажением смысла прочитанного, заменой графически сходных букв.

Что объединят всех взрослых дислексиков?

Общими характеристиками являются трудности с письмом, возможностью быстрой обработки словесной информации. У взрослых дислексия различна, симптомы часто идут вместе с когнитивной слабостью. Из-за неспособности мозга различать звуки, сочетания, связывать их в слова — отсюда у взрослых появляются такие симптомы как тревожность. При расспросе можно узнать, что им трудно выражать свои мысли, включается механизм стресса —  они становятся растерянными.

Дислексия и ее симптомы у взрослых

Проявляется так:

  • неверное понимание значения слов;
  • невозможность связать предложения между собой;
  • бедность словарного запаса;
  • неправильное произношение звуков, букв, или их пропуск во время чтения;
  • трудности с пониманием мимики;
  • усталость, плаксивость или головная боль во время чтения;
  • явные проблемы с каллиграфией;
  • путаница в последовательности определения, какой сейчас год, день недели, время суток;
  • рассеянность, плохая память;
  • угадывание слов во время чтения;
  • непонимание и не запоминание только что прочитанного текста;
  • медлительность во время чтения или чтение по слогам (больше относится к взрослым людям);
  • большое количество ошибок во время списывания или написания простого текста (проявления дисграфии). Ошибки могут наблюдаться только в левой, или только в правой части листа;
  • плохая память и сложность в запоминании имен, что препятствует качественному выполнению своей работы;
  • повышенная эмоциональность и раздражительность (склонность к необоснованной агрессии или плаксивости);
  • нарушение координации движений и ориентации в пространстве (больной может забыть, откуда он пришел, куда направляется, затруднение в определении верха и низа, правой и левой стороны);
  • слишком выраженное чувство справедливости;
  • чаще всего, такие люди предпочитают носить цифровые, а не электронные часы;
  • необычный способ держать ручку или карандаш во время письма;
  • из-за неверного восприятия на слух, произношение слов искажается;
  • трудности в обозначении конкретного обстоятельства – «как», «кто», «где» и так далее.

Дислексия и ее симптомы у взрослых обращают на себя внимание в группе. Но следует помнить, что все эти признаки вряд ли проявятся у одного индивидуума. Их может быть один, может несколько, а может быть и так, что обычному человеку они будут незаметны.

Методы диагностики дислексии

Для начала нужно обратиться к логопеду. Логопед выяснит, как протекала беременность и роды. Проведет логопедические тесты для выяснения сформированности навыков взрослого или ребенка. В диагностику входят распознавание звуков и букв, различие графически схожих буквенных знаков. Также пациент проведет самостоятельное списывание простого текста и под диктовку, а также его пересказ. Методы логопедической диагностики у детей и взрослых практически не отличаются.

Тест ниже поможет выявить дислексию, проявляющуюся у взрослых:

  1. Медленно ли вы читаете?
  2. Наблюдались ли школе проблемы с чтением?
  3. Часто ли возникают ситуации, когда нужно перечитать несколько раз предложение, чтобы его понять?
  4. Возникают ли затруднения во время чтения вслух?
  5. Часто ли вы находите ошибки в своем тексте?
  6. Были ли у вас трудности с изучением иностранного языка?
  7. Часто ли вы переставляете или пропускаете буквы при письме?
  8. Является ли затруднительным прочтение многосложных слов?
  9. Предпочитаете ли вы чтение журналов книгам?
  10. Сложны ли для вас проекты, требующие прочтения большого объёма?

Если общее количество ответов «да» составит больше семи, то стоит немедля самостоятельно обратиться к специалисту.

Коррекция и лечение

Популярный метод лечения — логопедические занятия. Разные формы дислексии требуют конкретного подхода.

  1. Лечение аграмматической формы требует работу по формированию грамматических основ языка.
  2. Мнестическая работает над развитием слухоречевой и речезрительной памяти.
  3. Оптическая форма основывается на работе над зрительным представлением, синтезом и анализом.
  4. Коррекция тактильной формы дислексии уделяет внимание пониманию пространственного представления.
  5. Фонематическая занимается коррекцией звукопроизношения.
  6. Семантическая  работает над усвоением грамматических языковых норм.

Если говорить о медикаментозной терапии при лечении дислексии, рекомендуют принимать витамины группы В и омега-3 жирные кислоты. Более сложную медикаментозную терапию проводят при сопутствующих заболеваниях. Если взрослые  страдают от нервных расстройств и депрессии, то отличным вариантом в Москве будет иппотерапия или дельфинотерапия. Доказано, что общение с этими животными поднимает настроение, оптимизм. Можно и нужно заниматься дыхательной и двигательной гимнастикой, заниматься танцами и музыкой, ходить на массаж.

Социальной адаптации отводится немалая роль. Современные гаджеты помогут не потеряться, запомнят нужную информацию и проверят правописание при такой необходимости. Поэтому не нужно все время сидеть дома, обрастая стрессами и страхами. Даже можно ходить на работу. Главное не заниматься большими объёмами информации.

Эффективным является метод Рональда Дейвиса, врача который разработал систему коррекции, основываясь на учебную литературу и на свой личный опыт борьбы с этим недугом. Его методика предлагает «перезапустить» мозг и научиться смотреть на мир по-другому, заполнять пробелы в памяти, избавиться от дезориентации и рассеянности.

Некоторые методы профилактики дислексии представлены далее.

В первую очередь это раннее выявление нарушений, желательно на уровне детского сада. По этой причине детей находящихся в группе риска по дислексии, раньше сверстников нужно начинать обучать грамоте.

Проводить и соблюдать меры по снижению детской заболеваемости и травматизма. А также качественное наблюдение беременной женщины в консультациях, квалифицированная помощь во время родов. Регулярно проводить качественную работу с детьми в неблагополучных семьях.

Начинать раннее развитие ребенка только после обследования его квалифицированным психологом, и только по отлично зарекомендовавшим себя авторским методикам обучения.

Упражнения для профилактики дислексии:

  1. Дать ребенку прочитать слово, а после нескольких упражнений, словосочетание. А потом предложить написать его по памяти.
  2. Предложить найти слова в квартире, или во дворе на какую-то определенную букву. Например, на букву «О» — обруч, оригами, огурец.
  3. Открыть книгу, далее попросить ребенку подчеркнуть разными способами гласные и согласные буквы.
  4. Порисовать одновременно двумя руками зеркальное изображение.
  5. Играйте в города: называть нужно город на последнюю букву предыдущего города. Например: Омск — Королев. Если ребенок еще не знает названия городов, то по этому принципу можно играть в любые слова. Например, кошка — ананас, стул — лимон.
  6. Можно научить ребенка уменьшительно — ласкательным словам. К примеру: ручка — ручечка, стол — столик, красный — красненький.
  7. Предложите ребенку писать под диктовку по очереди, сначала пишите вы, потом — ребенок.
  8. Развивайте мелкую моторику — перебирайте гречку или же лепите фигурки из макарон.

Автор статьи:  Цибрюк Екатерина Сергеевна, врач-психиатр-нарколог

Иногда в общении с детьми приходится замечать, как они переставляют местами буквы и слоги, заменяют правильные звуки на похожие, невольно искажают произношение и структуру слов. Это явление называется дислексией. Заболевание относится к психическим расстройствам, требует профессионального и комплексного лечения. Чаще всего оно встречается у детей раннего возраста, с которыми недостаточно занимались родители. Но подобные нарушения наблюдаются и у взрослых.

История заболевания

Дислексия (dyslexia) как одна из форм психического расстройства впервые была определена немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В своей работе с детьми он столкнулся с проблемами у одного ребенка, которому крайне сложно давалось обучение чтению и письму. При этом мальчик отлично развивался физически и обладал хорошим интеллектом. Спустя 10 лет другой терапевт, В. Прингл Морган, опубликовал статью под названием «Врождённая словесная слепота». В материале рассматривалась особенность психики, не позволяющая детям учиться правильно читать.

Подробное изучение особенностей развития дислексиков началось уже в 1925 году. Невропатолог Самуэль Т. Ортон доказал, что подобные возникающие проблемы у ребенка связаны с асимметрией в полушариях головного мозга, а не с нарушениями зрения. Но многие ученые опровергали это мнение, утверждая, что заболевание спровоцировано затруднениями визуального восприятия печатной информации.

В конце 1970 года была принята окончательная теория относительно того, что дислексия — это психическое заболевание, возникающее в результате нарушений фонологического и метафонологического развития у детей. На этом основаны современные методы диагностики и лечения болезни.

В детском возрасте проблема решается правильно подобранным комплексом терапии при своевременном диагностировании. Нарушения легко корректируются, впоследствии ребенок развивается нормально. Но если к специалисту обращается взрослый человек, процесс выздоровления затягивается, а результата добиться крайне сложно.

Причины развития патологии

При исследованиях у дислексиков выявляется меньшая активность задней части левой височной извилины. У них проявляются видимые отклонения от нормальных показателей в структуре ткани головного мозга, обнаруживаются менее плотные участки. Распространенность заболевания составляет почти 5% среди детей, причем у мальчиков оно наблюдается почти в 4 раза чаще.

Европейские и американские специалисты сходятся во мнении, что главной причиной дислексии является наследственная предрасположенность к способности читать и писать. Они уверены, что такая особенность характерна для людей с правополушарным типом развития и мышления. Многие российские врачи считают, что причинами психического нарушения являются другие факторы:

  • порок сердца у матери или врожденный порок сердца у плода;
  • неправильное прикрепление плодного яйца во время беременности, что провоцирует гипоксию;
  • продолжительные роды и асфиксия плода (обвитие шеи пуповиной);
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • желтуха новорожденных.

Нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы могут быть вызваны сильной алкогольной интоксикацией при беременности или отравлением медикаментами будущей матери. Кроме того, дислексия проявляется после механических вмешательств в процесс родов (использование плодоизвлекающих средств).

Врачи рекомендуют крайне внимательно и осторожно относиться к своему здоровью беременным женщинам. Опасными последствиями могут обернуться такие заболевания, как:

  • корь;
  • краснуха;
  • герпес;
  • ветряная оспа;
  • грипп.

Инфекционные поражения организма затрагивают головной мозг не только будущей матери, но и развивающегося плода. Впоследствии такие нарушения трудно поддаются лечению.

Проблемы с созреванием, развитием и функционированием структур и полушарий головного мозга могут возникнуть и в постнатальном периоде. У ребенка развивается дислексия после получения черепно-мозговой травмы, детских инфекционных болезней (полиомиелита, кори, ветряной оспы), а также перенесенной нейроинфекции. Практически в 98% случаев проблема встречается, если у малышей диагностированы ДЦП, умственная отсталость, серьезное речевое нарушение.

Специалисты выделяют и социальные факторы, которые выступают причинами дислексии. К ним относятся недостаток живого общения, неблагоприятное окружение, слишком активный режим обучения, а также слабое развитие устной речи.

Формы проявления

Медики выделяют шесть разных форм и два вида проявлений дислексии. Первый вид — литеральный, характеризуется нарушением восприятия и понимания букв. Второй — вербальный, развивается вследствие сложности, возникающей при прочтении слов и предложений.

Недостаточное функциональное речевое развитие и психические нарушения вызывают следующие формы дислексии:

  1. Фонетическая. Чаще развивается в раннем детстве при первых попытках обучить ребенка чтению. Дети начинают смешивать, заменять или пропускать буквы и целые слоги, ставить неверные ударения, переставлять звуки при произношении.
  2. Семантическая. В процессе чтения ребенок или взрослый не может понять смысл фразы, текста или большинства слов, постепенно начинается медленное чтение по слогам.
  3. Аграмматическая. При чтении возникает проблема со связкой окончаний, глагольными временами, а также трудности с образованием чисел местоимений.
  4. Мнестическая. Одна из наиболее распространенных форм заболевания, которая проявляется у детей в процессе освоения техники чтения. Если проблема не проходит сама по себе по мере взросления, тогда нужно обратиться к специалисту, так как проявляется нарушение ассоциации и восприятия между прочитанными буквами или словами и произношением.
  5. Оптическая. Редкая форма дислексии, при которой чтение происходит с заменой букв, пропуском слов или целых строк.
  6. Тактильная. Проявляется у людей с проблемами зрения. Характеризуется искажением прочитанной информации, заменой сходных по очертаниям букв.

Общая проблема, характерная для каждого дислексика, — трудность обработки воспринимаемой информации в словесной форме. Многие взрослые не способны различать звуковые сочетания и образовывать из них слова, из-за чего у них развиваются сложности в общении с окружающими, тревожность и растерянность.

Симптомы у детей

Заболевание проявляется довольно большим перечнем симптомов. Обнаружить их можно как у ребенка раннего возраста, так и у взрослого человека. Для удобства диагностики и определения методики лечения медики делят симптомы на несколько разных групп.

По самым первым и ранним признакам можно понять, что механизм нарушения запущен, если проявляются хотя бы 5 из нижеприведенных симптомов:

  • неправильный захват карандашей и ручки, неуклюжие движения во время письма;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • нарушение памяти;
  • перестановка букв и слогов в написании или прочтении, изменение числового ряда;
  • боязнь чтения вслух, отказ писать сочинения;
  • проблемы с запоминанием таблицы умножения и алфавита, элементарной информации;
  • нарушения ориентирования (вверх-вниз, влево-вправо);
  • замедленное восприятие сказанного и возникающая вследствие этого проблема с выполнением простейших указаний.

Такая симптоматика характерна для детей дошкольного возраста или начальных классов. На фоне проявляющихся отклонений в развитии у малышей начинаются проблемы со знакомством и общением.

По сравнению с другими сверстниками дислектики крайне медленно осваивают новые знания.

Если лечение в детском возрасте не начато, заболевание переходит в запущенную форму. В старших классах у учеников-дислексиков отмечается плохо читаемый, неразборчивый почерк, несоответствие техники чтения установленной норме. При чтении и произношении у подростков возникает много ошибок, а информация не запоминается. Таким людям очень сложно адаптироваться в новом коллективе.

При первом проявлении подозрительных признаков у детей необходимо обратиться к врачу и пройти комплексное обследование. Следует помнить, что им тяжело воспринимать реальность так, как это делают здоровые люди.

Признаки у взрослых

Дислексия может развиться, даже если в детстве у больного не было подобных нарушений и отклонений в развитии. В коллективе такой человек всегда выделяется. У него не всегда проявляются все возможные симптомы, а может возникнуть только несколько признаков. У взрослых людей заболевание характеризуется:

  • неправильным пониманием смыслового значения слов и целых предложений;
  • сложности при попытке выразить мысли или соединить между собой предложения;
  • недостаточный словарный запас;
  • быстрая усталость, головные боли, возникающие при чтении;
  • плаксивость, раздражительность;
  • путаница при определении правильной последовательности дней недели, месяцев;
  • рассеянность, неспособность запоминать прочитанную информацию;
  • заметное нарушение координации движений;
  • завышенные требования и острое чувство справедливости;
  • проблемы с обозначением конкретных фактов и обстоятельств.

При развитии дислексии взрослый человек может даже забывать свой адрес, куда или откуда он направляется. Нередко он испытывает сложности с определением времени, поэтому предпочитает цифровые циферблаты вместо электронных. Один из самых частых симптомов — неправильное держание ручки при письме.

Взрослые люди с дислексией плохо запоминают имена окружающих, из-за чего нередко впадают в депрессию. Одно из сопутствующих и развивающихся параллельно нарушений — дисграфия. Она характеризуется неспособностью написать простое предложение без ошибок и даже списать текст. Такие люди плохо справляются со своими должностными обязанностями, так как плохо запоминают, анализируют и воспринимают информацию.

При первых признаках дислексии необходимо проконсультироваться у специалиста, пройти назначенное обследование и выполнить все врачебные указания. При грамотном подходе заболевание можно вылечить.

Методы диагностики

Подход к диагностированию должен основываться на комплексе исследований и анализов. Ребенка необходимо обязательно отвести к педиатру, который проведет осмотр, изучит симптоматику и примет решение о необходимом лечении. Обязательным этапом обследования является посещение логопеда.

Врачам нужно рассказать подробно о проявляющихся у ребенка симптомах, особенностях протекания беременности и аналогичных проявлениях по наследственной линии. Специалист учитывает врожденные болезни малыша, его раннее развитие и психологическую атмосферу в семье.

Логопед оценивает уровень владения устной речью, сформированность способностей писать и читать, а также развитие ручной моторики. Диагностика включает две группы исследований:

  • оценивание устных речевых навыков по звукопроизношению, умению соединять слоги в слова, выражать мысли в связное предложение;
  • оценивание письменных навыков посредством выполненных заданий на списывание или написание текста под диктовку, анализ понимания прочитанного и количество допущенных при письме ошибок.

В процессе диагностики определяется пространственная и оптическая ориентировка. После выявленных показаний врач назначит компьютерную томографию, эхокардиограмму, посещение психиатра и невролога.

Детям необходимо пройти офтальмологические тестирования, чтобы выявить возможное наличие нарушений зрения.

Лечение и коррекция

К сожалению, дислексия может оставаться серьезной проблемой на протяжении многих лет и даже на всю жизнь. Многие из дислектиков так и не могут преодолеть трудности при чтении и восприятии информации, повысить уровень грамотности. Если у ребенка обнаружены симптомы заболевания на первых этапах обучения чтению, применяется специальная фонематическая методика, позволяющая освоить умение воспринимать текст целыми словами и предложениями, а не по слогам. В процессе коррекции специалисты стараются воздействовать одновременно на органы зрения и слуха, задействуют память.

Логопедические методики рассчитаны на то, чтобы устранить любые патологии в речевых и неречевых процессах. В каждом индивидуальном случае выбирается свой подход к лечению:

  • при семантической форме дислексии расширяется словарный запас, акцентируется внимание на развитии слогового синтеза и усвоении правил грамматики;
  • при мнестической дислексии коррекция направлена на улучшение речезрительной и слухоречевой памяти;
  • при аграмматической форме работа с пациентом основана на способности образовывать грамматические схемы;
  • при тактильной дислексии приходится работать с развитием пространственного ориентирования, разбором и анализом схем;
  • при оптической форме лечение направлено на коррекцию зрительного восприятия и анализа, пространственного представления;
  • при фонематической форме специалист работает со звукопроизношением и пониманием звукобуквенного состава слов.

Кроме специализированных методик используются дополнительные тренинги, а в некоторых случаях требуются медикаменты. Терапия предполагает назначение витаминов группы В, а также омега-3 жирных кислот. При диагностировании депрессивных настроений и нервных расстройств взрослым людям назначают успокоительные и нейролептические препараты, а также антидепрессанты.

В качестве наиболее эффективных коррекционных методик применяются дельфинотерапия и иппотерапия.

Ученые доказали, что общение с животными способствует стабилизации психического состояния, оказывает успокаивающее действие. После таких мероприятий улучшается настроение.

Огромная роль отводится социальной адаптации людей с дислексией. Чтобы человеку было проще ориентироваться в пространстве, нужны современные гаджеты и «умные» приспособления. Они помогут запомнить важную информацию, контакты родственников, держать под рукой домашний адрес на случай внезапных провалов в памяти. Человеку не нужно сидеть взаперти в одиночестве, он может продолжать ходить на работу и прогулки. В процессе лечения важно не перегружать больного информацией.

Профилактические мероприятия

От того, насколько своевременно диагностировано заболевание, зависит не только успех лечения, но и качество жизни человека с дислексией. В детском возрасте важно не упустить момент в воспитании и развитии ребенка. Профилактика должна осуществляться с раннего дошкольного возраста. Она предполагает:

  • обязательное развитие мелкой моторики;
  • развитие аналитической деятельности;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • укрепление памяти.

Во избежание недостатков, возникающих у детей в процессе обучения чтению и письму, нужно начинать работу с ними в раннем возрасте. Познавательное общение должно сначала происходить в игровой форме с использованием развивающих средств. В непринужденной форме ребенку демонстрируются визуальные образы, помогающие ему развить мышление и аналитические способности. В качестве таких образов выступают слова, картинки с животными и птицами, различные предметы. Визуализация — наиболее приемлемый и простой способ восприятия информации в раннем возрасте.

дислексия симптомы у взрослых лечение

По мере развития устных и письменных навыков повышается интеллектуальный уровень, а значит, формируется правильное лексико-грамматическое построение речи. Нормально развитые мальчики и девочки комфортно чувствуют себя в окружении людей, имеют довольно высокую самооценку. Им легко дается учеба в начальных классах, общение с другими детьми и учителями.

Простые упражнения

Чтобы ребенку было проще запомнить буквы, слова, правильное написание, необходимо обогащать его словарный запас. Быстро овладеть начальными знаниями помогут некоторые специальные упражнения. Выполнять их могут родители, используя яркие игрушки и приспособления:

  1. Перед малышом нужно поставить задачу — найти потерявшуюся в комнате букву, например, С. Вместе с мамой или папой он должен находить и называть предметы, которые начинаются на эту букву. Желательно объяснить значение всего, что будет найдено.
  2. После освоения навыков чтения перед ребенком можно поставить задачу — разделить одно большое слово на несколько маленьких, например, «МАМАПАПА». По мере освоения этого навыка можно усложнять словосочетания и предлагать целые предложения.
  3. Обратная задача — составить из отдельных слов осмысленный текст. Их можно написать на отдельных карточках, а искомое предложение заранее озвучить ребенку.
  4. Для улучшения пространственного и тактильного восприятия рекомендуется проводить обучение, совмещая его с массажем. На спинке малыша нужно пальцем «писать» разные буквы и цифры, переходя постепенно к целым словам.
  5. Когда ребенок освоит навык письма, можно предложить ему написать то, что он запомнил из рассказанной сказки.

Любые упражнения родители могут придумывать и самостоятельно, учитывая возрастные особенности малышей и уровень их развития.

Задачи нужно постепенно усложнять, доводить каждую до автоматизма. Такие методики не только способствуют обучению, но и являются способом совместного времяпрепровождения детей и родителей, что очень важно при профилактике дислексии.

Никогда не стоит воспринимать заболевание в виде недостатка, ущербности или отклонения. Следует поддерживать малышей, стараясь совместить рекомендуемые врачом методы коррекции с домашними упражнениями. Взрослым людям также может быть тяжело в обществе, но им тоже можно помочь, предложив более легкую должность на работе или ставя перед ними простые и понятные задачи.

дислексия симптомы у взрослых лечение

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

дислексия симптомы у взрослых лечение

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. ДЦП.
  5. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

дислексия симптомы у взрослых лечение

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки. Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

дислексия симптомы у взрослых лечение

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

дислексия симптомы у взрослых лечение

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

дислексия симптомы у взрослых лечение

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии.  Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

дислексия симптомы у взрослых лечение

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

дислексия симптомы у взрослых лечение

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

дислексия симптомы у взрослых лечениеПоследние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС, что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • ЧМТ;
  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать:

  • алалию;
  • дизартрию;
  • афазию;
  • ДЦП;
  • ЗПР;
  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

дислексия симптомы у взрослых лечениеЭти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

дислексия симптомы у взрослых лечениеНедавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии: